Л И Т У Р Г И Я
В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти МНИМ.
Мы намерены предложить благочестию вашему, братие христиане,
объяснение церковного богослужения. Побуждаемся к этому тем
соображением, что многие из вас не слышали этого ни в школе, ни дома, ни даже, быть может, и в храме. А знающие не поскучают ещё раз
слышать знакомое, чтобы не только закрепить в своей памяти, но вложить и в сердце, а через сердце возбудить и волю к исполнению
познанного умом.
Итак, с Божиею помощью, приступим к первой беседе о богослужении.
В течение суток богослужение совершается трижды - утром, днем и вечером. Каждое богослужение состоит из трех служб - вечером из чтения девятого часа, вечерни и повечерия, утром совершается полуношница, утреня и чтение первого часа, днем - третий и шестой часы и литургия. Итак, во время трех суточных богослужений совершается 9 служб.
Самое важное богослужение, жемчужина, ради которой совершается богослужение – это Божественная Литургия. В переводе с греческого слово «литургия» означает общее дело, общественная служба. Так же она называется Обедней (или Обедницей), так как составляет для души то же, что и обед для тела, а так же потому, что эта служба совершается до обеда.
Литургия состоит из трех частей – проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. «Проскомидия» значит принесение, приношение. Эта часть литургии так называется, потому что в это время верные, христиане, приносили (и до сих пор приносят) для таинства Евхаристии хлеб и вино, а священник приготовляет из этих приношений дары для принесения их Господа. Хлеб, приносимый для таинства, именуется просфорой. «Просфора» значит приношение – дар.
Войдя в церковь, священник совершает перед алтарем входные молитвы. Потом, войдя в алтарь, поклонившись престолу и поцеловав его, облачается в полные священнические одежды и приступает к совершению проскомидии. Из принесенных просфор священник выбирает 5 самых лучших. Из избранных просфор он выбирает самую крупную и лучшую для изготовления из него Агнца. Собственно Агнцем является центральная часть просфоры, которая и используется в таинстве Евхаристии. Агнец приготовляется следующим образом: священник берет агничную просфору и полагает ее на блюдо, берет в руки копие и трижды крестообразно ограждает им просфору, произнося: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем священник вынимает центральную часть просфоры, обрезая ее края, произнося: «Яко овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен прямо стригущего его безгласен, так не отверзает уст Своих; во смирение Его суд Его взятся; род же Его кто повесть?». Затем, отрезая нижнюю часть Агнца, произносит: «Яко вземлется от земли живот Его». Эти отрезанные части называются антидором и раздаются причастникам вместе с запивкой.
За тем Агнец кладется на дискос и священник «закалывает» его – надрезает его рестообразно от нижней части до верхней, произнося: «Жрется (т. е. Закалается) Агнец Божий, вземляй грех мира». Затем, положив Агнец на дискос, он пронзает его копием с правой стороны, произнося слова: «Един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода». Вместе с этим он вливает в потир (чашу) красное виноградное вино, смешанное с водой.
После приготовления Агнца, который собой символизирует Самого Христа, рядом с ним на дискосе образно собираются те, ради кого Он пострадал и чьи грехи Он искупил. Для этого священник берет еще 4 просфоры. Вторая просфора – в честь Прсвятой Богородицы. Из нее вынимается одна часть, которая кладется на дискосе справа от Агнца с произнесением слов: «Предста Царица одесную Тебе». После этого священник берет в руки третью просфору и вынимает из нее 9 частичек, в ознаменование 9 ангельских чинов, и кладет их слева от Агнца. Первая частица вынимается в честь св.Иоанна Предтечи, вторая в честь святых пророков, третья в честь апостолов, четвертая – святителей, пятая – мучеников и мучениц, шестая в честь преподобных, седьмая в честь святых чудотворцев и бессребреников, восьмая – Богоотец Иоакима и Анны, дневного святого и всех святых, девятая – в честь Иоанна Златоуста или Василия Великого, в зависимости от того, чья служба служится.
Помянув святых, то есть церковь небесную, священник берет четвертую просфору и вынимает из нее 2 частицы – первую за здравие и спасение всех православных священнослужителей, вторую – за Богохранимую страну нашу и всех православных христиан. Так же поминаются все живые, поименно. Из последней, пятой, просфоры священник вынимает одну частицу за всех умерших православных христиан.
После приготовления хлебов священник берет в руки звездицу и, покадив ее, ставит сверху над хлебом на дискосе, произнося: «И пришедшее звезда ста вверху идеже бе отроча». Эта звездица обозначает ту звезду, которая явилась при рождении Христа и привела к нему Волхвов. После этого священник покрывает покровцом святой хлеб с дискосом и святую чашу и возносит славословие Богу, говоря трижды: «Благословен Бог, сице благоволивый, слава Тебе. После этого священник молится, чтобы Господь благословил предложенные дары и принял их на свой Пренебесный Жертвенник, чтобы Он помянул принесших эти дары и тех, за кого он принесены.
Из этого можно усмотреть, что на проскомидии уготовляется Агнец, который изображает Христа, но здесь он еще не прелагается в Тело и Кровь Христовы; это приложение совершится уже на самой литургии через призывание Святого Духа и освящение даров. Около Агнца полагаются частицы, изображающие земную и небесную церковь. После освящения Даров и причастия эти частицы погружаются в Кровь Христову, во образ общения, в котором Церковь находится со Христом: она – церковь – тело его и наполняется кровью Его.
Во время проскомидии читаются третий и шестой часы. Эти краткие богослужения названы так потому, что они знаменуют события, совершившиеся в третьем и шестом часах дня. В третьем часу сошел Дух Святой на апостолов, а в шестой час Господь был распят на кресте. Поэтому на часах читаются такие псалмы, которые соответствуют воспоминаемым событиям. На третьем часе, например, читается 50-й псалом, в котором говорится: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей. Не отвержи от мене лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отыми от мене. Этими словами псалмопевца Давида напоминается о Духе Святом, Который сошел на Св. Апостолов в третий час и Которого благодать преподается всем верующим чрез Таинства до сего дня. На шестом часе читается 90-й псалом: «Живой в помощи Вышнего», в котором говорится, что верующий охраняется промыслом Божиим. В воспоминание страданий Господних поется песнь: «Иже а шестой день же и час на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Вот какие события вспоминаются при чтении часов и сколь важные священнодействия совершаются на проскомидии. Будьте внимательны ко всему, совершаемому в церкви, чтобы приобрести нам великую пользу от всего этого.